Перспективные планы предприятий «Автотор», предусматривают увеличение общего объёма производства  автомобилей  к 2019 году до 600 тысяч автомобилей. При этом вопрос обеспечения комплектующими изделиями российского производства приобретает особую остроту и вызывает необходимость создания в Калининграде кластера производителей комплектующих с развитой инфраструктурой.  

Цели локализации: -  экономическая -  снижение себестоимости комплектующих изделий; -  социальная – повышение количества рабочих мест в российских     регионах; - техническая – создание возможности для ускоренной модернизации автомобильной техники.

Принципы локализации: -  недопустимость снижения качества изделия по сравнению с оригинальным; -  приближение поставщиков; -  поузловая, а не подетальная замена комплектующих; -  в первую очередь локализуются дорогие узлы и узлы, обещающие наибольший экономический эффект; -  затраты на подготовку производства несут поставщики; -  выбор партнеров осуществляется на основе тендера технико-коммерческих предложений претендентов.

В настоящее время в России отсутствует развитая структура производства  автомобильных компонентов, которая смогла бы удовлетворить потребность таких автопроизводителей, как «Автотор». Россия – страна с  мировыми ценами на энергоносители, но с суровыми климатическими условиями и  взаимной отдаленностью и разобщенностью предприятий изготовителей и потребителей автокомпонентов.  Это основная причина того, что цена выпускаемых комплектующих в России выше, чем в Восточной Европе.

  Предлагаемое «Автотором» создание нового кластера производителей комплектующих,  в непосредственной близости от автопроизводств станет единственно правильным, важным для Государства решением.

  Стремление максимального снижения зависимости по комплектующим от зарубежных партнеров диктует необходимость глубокой локализации. Такой уровень локализации предполагает использование на автомобилях основных кузовных деталей, элементов двигателя, рамы, коробки передач и других крупных агрегатов калининградского происхождения.  

  При реализации программы глубокой локализации возникает необходимость большого объема опытно – конструкторских, исследовательских и технологических работ, а также проведения испытаний локализуемых узлов и агрегатов. Кроме того, потребуется оказание технической поддержки  поставщикам компонентов и организация соответствующей структурированной  системы оборота конструкторско-технологической  документации.  Для решения указанных задач будет создан «Научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр».

  Локализация кузовов и рам требует размещения крупных и средних штамповок на вновь создаваемом предприятии, которое должно иметь соответствующее оборудование. Одним из организуемых в Калининградской области предприятий должен стать «Прессово-рамный завод».

 Наибольший процент локализации обеспечит создание в Калининградской области собственного производства сидений. Это предприятие сможет производить сидения не только для автомобилей, производимых компанией «Автотор», но, при необходимости, обеспечить сидениями ряд моделей автомобилей, выпускаемых другими российскими заводами. Таким образом,  планируется создание производственного комплекса - «Завод сидений», включающего изготовление арматуры, подушек, спинок, подголовников, обивки и сборку сидений. На этом же предприятии возможно освоение производства элементов отделки салона автомобилей.

 Производство, включая механическую обработку ряда ответственных деталей и сборку узлов и агрегатов шасси и трансмиссии, предполагается разместить в «Механосборочном производстве». Это предприятие в перспективе может осуществлять производство приводов передних колёс с шарнирами равных угловых скоростей, карданных валов, рулевых систем и элементов подвесок автомобилей, а также сборку и испытания коробок передач и двигателей.  

Элементы электрооборудования автомобилей,  включая такой весомый по стоимости узел, как кондиционер, предполагается производить на «Электромеханическом заводе» также входящем в состав кластера.

 Большую номенклатуру в составе автомобиля составляют  изделия из пластических масс. На первой стадии освоения это могут быть  разнообразные накладки отделки салона, бачки омывателей стекол, решетки радиаторов, брызговики колесных ниш и прочие изделия. На последующих стадиях освоения более сложных изделий это могут быть бампера, топливные баки. «Завод пластмасс» - необходимая составляющая производства.

 

 Всем перечисленным производствам потребуется оснастка, значительная номенклатура инструмента, ремонт и модернизация существующего оборудования. Для обеспечения собственных нужд и выполнения особо ответственных работ, где требуется высокая точность выполнения заложенных конструктивных требований, в создаваемом кластере предусматривается полноценное «Инструментальное производство».  

В состав каждого автомобиля обязательно входит комплект стекол. Транспортировка на дальние расстояния этой хрупкой продукции вызывает особые затруднения и влияет на цену изделий. Проработка коммерческих предложений российских заводов, выпускающих данную продукцию, показала превышение ими лимитного уровня цен.  Решение проблемы лежит в создании в составе калининградского кластера «Завода автостекло», который сможет покрыть потребности не только «Автотора», но и ряда аналогичных заводов автомобильной отрасли.

Создание в Калининградском регионе, по сути, в центре Восточной Европы, кластера по производству автокомпонентов является наиболее целесообразным и привлекательным для потенциальных инвесторов. Инвестиции будут экономически эффективны и оправданы в долгосрочной перспективе. Такое развитие должно способствовать удешевлению конечной продукции - автомобилей и дальнейшему росту производства, подкрепленному соответствующим рыночным спросом.