Не будет преувеличением сказать, что за успешнымразвитием компании АВТОТОР во многомстоят те, кто посвятил часть своей жизни службев Вооруженных силах. К сожалению, в 90-хбывшие офицеры зачастую с трудом находили себяв гражданской жизни, и запуск автомобильногозавода в Калининграде стал для них и членов ихсемей настоящим спасением. Умение соблюдатьи поддерживать дисциплину, выдержка и способностьработать в напряженных условиях–все эти качестваоказались максимально востребованы на АВТОТОР.

По случаю Дня защитника Отечества мы традиционно знакомимся поближе с теми автоторовцами, для кого этот праздник действительно особенный.

Служба в Европе За 23 года в Вооруженных силах Виталию Борисовичу Ясевичу выпало дважды побывать в группировках советских войск в Европе. За его плечами к тому времени уже была учеба в Суворовском училище в Киеве и Гвардейском танковом училище в Харькове.

Первая командировка, в 70 х, была в Венгрию, в отдельный танковый батальон, который размещался возле деревушки Хаймашкер. Несмотря на то, что после событий 1956 года прошло уже два десятилетия, эхо его звучало до сих пор.

– Сказать, что все было легко, нельзя,– отмечает Виталий Борисович.– Проводилась напряженная боевая подготовка. Я в разное время там былкомандиром взвода и командиром танковой роты. С другой стороны, отношения с населением всегда были хорошими. Местный химический завод над нами шефство даже взял, музыкальные инструменты для ансамбля подарил. Хаймашкер у меня тоже оставил приятное впечатление. Вообще, первое впечатление, когда только попал в Венгрию – все вокруг очень яркое, пестрое.

В Венгрии Виталий Борисович познакомился со всей будущей женой. Там же, в советском посольстве, оформили брак. Второй раз судьба забросила Ясевича в Европу в конце 80 х. На этот раз – Германская Демократическая Республика, город Ордруф. Внешняя обстановка постепенно накалялась, и советские военнослужащие не могли этого не ощущать.

– Все наши учения сворачивались. Если раньше выезжали в поле, то теперь просто в штабе дивизии по коридорам ходили. Даже сапоги обувать запрещалось – только ботиночки, что бы никто не подумал, будто мы к чему то готовимся,– с улыбкой вспоминает Виталий Борисович.– Самый тяжелый момент это, конечно, вывод войск. Меня назначили ответственным за нашу дивизию. Нужно было вывести свыше 14 тысяч человек, но площадки для нас не подготовили. Выводились в Белую Церковь, практически в чистое поле. Зимой, в снег…

Вскоре Ясевич вернулся в Калининград (впервые он побывал здесь как раз в период между Венгрией и Германией). Жить в Янтарном крае, похоже, было предначертано самой судьбой. В 1945 году отец Виталия Борисовича штурмовал Кенигсберг, а авиационный полк, в котором работала мама, стоял в Кранце (сегодня это Зеленоградск). Правда, познакомились родители уже после войны, а Виталий появился на свет в Молдавии.

– Когда я вернулся в Калининград в начале 90 х, все разваливалось уже, к сожалению. После стольких лет в войсках боевой готовности смотреть на то, что здесь происходило, было больно,– говорит Виталий Ясевич.

Как и многие военные в то непростое время, Виталий Борисович ушел в охрану. В начале 1997 го года устроился простым охранником на АВТОТОР, но уже через год он вырос до заместителя начальника. В 2006 м Ясевич возглавил новую структуру – отдел режима. Выстраивать работу пришлось с нуля – подбирать кадры, нарабатывать документацию, проводить ежедневный инструктаж.

– Спасибо армии, иначе было бы намного тяжелее,– признает Виталий Борисович.– За время в Вооруженных силах я изучил вопросы организации комендантской службы, охраны и безопасности, но, конечно, на АВТОТОР пришлось многому учиться. Автомобильный завод имеет свою специфику. Очень много маленьких, но очень дорогих деталей. Бдительность нужна особая даже в Дни открытых дверей: гости даже не догадываются, что контроль в это время не ослабевает, а усиливается. В нашем деле многое зависит от отношения руководства: когда охране доверяют так, как это происходит на АВТОТОР, эффективность гораздо выше.

Сейчас Виталий Борисович курирует производственную площадку в Переславском, но всегда готов оказать помощь коллегам из других подразделений. За четверть века на АВТОТОР он был награжден медалями «За безупречный труд»2 й и 3 йстепеней. Они заняли свое место вместе с орденом «За службу Родине в Вооруженных силах».

Отдельный разведбат Аскар Сейтжанович Джанабаев родился и вырос в городе Алма Ате. На решение стать военнослужащим повлияла экскурсия, которую весной 1983 года организовали для своих детей выпускников их родители. Взрослые пригласили ребят на места своей работы, чтобыпомочь с выбором будущей профессии. Школьники побывали в мединституте, на фабрике игрушек, на молочном заводе, а также в Алма Атинском высшем общевойсковом командном училище.

– Мы переступили порог КПП и окунулись в курсантскую жизнь,– вспоминает Аскар Сейтжанович.– Все вокруг были такие подтянутые, бодрые и мне это по нравилось. К моментувыпуска из школы я ужетвердо знал, что буду поступать сюда. Так и получилось.

Спустя четыре года, получив диплом и погоны с двумя звездочками, лейтенант Джанабаев по распределению попал в Калининград. Пока новобранцев водили по коридорам и кабинетам штаба, на парней обратили внимание офицеры и посоветовали: «Проситесь в 79 й отдельный разведывательный батальон!»

– На приеме командующий спросил нас, есть ли предпочтения. Мы с так и сказали: 79 й отдельный разведывательный батальон. Командующий улыбнулся и вскоре мы отправились туда, куда и хотели. Сразу же попали в военно полевой лагерь, а дальше закутилось завертелось.

Из Вооруженных сил Аскар Сейтжанович ушел в 2003 году в должности заместителя начальника штаба базы хранения военной техники. Друзья сразу позвали в таксопарк мастером по ремонту автомобилей.Тут то и пригодилась гражданская специальность – «инженер по эксплуатации колесно гусеничной техники».

Порог АВТОТОР Аскар Сейтжанович переступил еще пять лет спустя. Хотел устроиться слесарем, но в отделе кадров предложили пойти на сварку – тогда как раз запускался проект по производству Chevrolet Lacetti.Через два года пригласили начальником цеха сборки автомобилей люкс. Еще через два года пригласили начальником цеха сборки в главный корпус. Потом был период работы в цехе окраски, сейчас Джанабаев – бригадир участка рихтовки и сборки кузовов в своем «родном» цехе, в котором начинал 14 лет назад.

Таким образом, Аскар Сейтжанович успел поработать практически на всех этапах производстваавтомобилей. В трудовой книжкене хватает разве что отметки из отдела технического контроля.

– Думаю, я и там смог бы работать, я ведь знаю изнутри всепроизводство,– полушутя говорит он.– Если сравнивать с армией, то общего немало. Надо уметьподчиняться и уметь руководить.Приятно видеть, что на АВТОТОРмного офицеров. Когда позволяетздоровье и опыт, почему не применить свои силы? 23 февраляя стараюсь встречаться с сослуживцами и друзьями – для меняэто важный праздник. Обязательно отмечаю.

Связь с авиацией
Старший сотрудник отделарежима ООО «АВТОТОР Холдинг» (г. Москва) Виктор ИльичЕфименко со школьной скамьис детства мечтал летать. Рядомс его домом было подразделение,где курсанты учились летать, и онрешил исполнить свою мечту –после школы пошел в военкомат.

«Думал, поступлю в летноеучилище,– вспоминает ВикторИльич,– но меня там врачи осмотрели и сказали: ты парень хороший, но у тебя есть один недостаток, у тебя искривлена носовая перегородка и нам с тобой нестоит возиться, некогда и незачем. И я поступил в авиационноеучилище связи, чтобы быть поближе к авиации. Отучился, мнене было еще и 20 лет, как я получил погоны лейтенанта. Мое фотомелькало иногда на Доске почета.По окончании военного училищаспециальные люди приехали наотбор. Отобрали из нашей группы троих человек и предложилиуехать в Забайкальский военныйокруг на серьезную службу. Провел я там 9 лет. Озеро Байкал,сопки, тайга, кедровые орехи.Хорошее время, хорошие люди,чужих там не было. Служили в серьезной части, мягко выражаясь, войска связи. Служил я в Советской армии, вместе со мнойбыли солдаты союзных, дружественных республик. Узбекистан,Казахстан, Азербайджан и до сихпор я без запинки выговариваюи помню их фамилии. Когдая увольнялся, ребята написалимне послание: не зря ты времяпровёл, ты частичку себя в этодело вложил.

Дело в том, что там был коллектив военный, и я заступаюна службу на сутки, у меня 5бойцов разной национальности, и от каждого зависело выполнение служебной задачи,надо было быть умным, образованным, контактировать,учиться. Нормально отвоевал,отслужил, был хороший коллектив, праздники вместе отмечали, собирались семьями.Ну, и маленькая такая семейнаяподробность, именно там, в Бурятии, я познакомился со своейсупругой Людмилой Ивановной.Воспитателем в детском садикеона работала.

Мы 20 апреля 1984 года расписались, и как положено через9 месяцев родился старший сынДенис. Потом я уехал в Череповец. В 1991 году мой сослуживецпригласил меня в Подмосковье,где я принял отдел автоматизации.

Там были военные и гражданские,мужчины и женщины, люди, которые мне в отцы годились, былив подчинении, и там я проработалдо 2003 года. И до сих пор встречаемся, здороваемся, улыбаемся.К сожалению, в последний путьмногих проводили уже. Жизнь незря сложил, положил, прожил,есть что вспомнить.

Моментов слишком многобыло и поучительных, и разных.Например, нас по тревоге подняли, а были на небольшом удалении от части, там тревогу отбили,а про нас забыли. Ну, что говорят,вот тебе список адресов, сходи понашем всем семьям: у одного казанок, у второго овощи, у третьегоприправу. Суп на костре сварили,полопали нормально, через паручасиков о нас вспомнили, извинились и отбой дали.

Служба она организует. Пожелание одно, чтобы люди понимали, уважали и себя и окружающих.Нужно жить и жизни радоваться,и после себя оставить хороший,светлый след. С праздником, коллеги!»

Мечты сбываются
Для Олега Викторовича Земского карьера военного была детской мечтой.

– Я в этом смысле, наверное,ничем не отличался от своих сверстников, которые росли на фильме «Офицеры» и других подобныхкартинах,– объясняет он.

В 1981 году Земского приняли в Пермское авиационно‑техническое военное училище, после которого было ещеи Ленинградскоевоенно‑политическое училище имениАндропова. Непосредственнослужба началась в Калининградской области, откуда Олега Викторовича в 1987 году направилив Латвию. Августовские события1991‑го он застал там.

– В те самые дни нас направили в Казахстан на полигон накорпусные стрельбы. Стреляли там по мишеням. Как раз мыв теплушках ехали, когда пришлановость о том, что в Москве творится. Подсознательно страшно было что, такое происходитв стране. Но, с другой стороны,мы находились на учениях и переднами стояла конкретная задача:отработать взаимодействие всехродов войск ПВО, чем мы и занимались,– говорит Земский.

После вывода российскогоконтингента из Прибалтики Земского перевели обратно в Калининградскую область и назначилизамначальника Центра боевогоуправления авиацией. С 2001 годазанимал должность замкомандираполка радиоэлектронной борьбы. Из армии Земский уволился28 февраля 2010‑го, а уже 3 мартапоступил на АВТОТОР. Начиналсначальника участка цеха сборки.

– Первое время было тяжелоперестроиться на гражданскуюработу, все‑таки 30 лет посвятилслужбе,– говорит Олег Викторович.– На том этапе мне очень помогли Владимир Петрович Кривченко и Андрей ВладимировичБалдин, который был директороммоего производства. С Балдиныммы уже были знакомы: когда онбыл командиром полка, я работалего заместителем по воспитательной работе. На АВТОТОР он пришел на год раньше меня.

Сегодня Олег Земский занимает пост начальника цехасборки на производстве BMW.Впереди – огромный пласт работы: после подписания нового соглашения с баварскимконцерном выпуск моделейBMWдолжен перейти на полный цикл, включающий сваркуи окраску кузовов.

– Морально мы уже готовимся к этому, настраиваемся,– говорит Олег Викторович. – На заводе постоянноприсутствуют представителиBMW. Общий язык нашли быстро, потому что задача у насодна – борьба за качество.

– День защитника Отечествадля меня – особый праздник,–продолжает Земский.– Собираемся с сослуживцами, вспоминаем годы службы. С некоторымидружим еще со школьной скамьи.Могу ли я сказать, что моя мечтасбылась? Конечно, да. Изначально я хотел в десантное училище,в Суворовское, но зрение подвело, не прошел. Тем не менее, ниразу не пожалел о том, как сложилась карьера, даже мысли такой мысли не возникало. Считаю,что добился всего, чего хотел.

2400 метров надуровнем моря
За плечами Леонида Викторовича Олейника ‑ 18 воинскихдолжностей, служба в Одесскомвоенном округе, Северной группевойск, два года в Афганистане...

‑ Сам я родом из Запорожскойобласти, оканчивал Харьковское высшее военное командноеучилище связи, ‑ рассказываетЛеонид Викторович. – В школебыл отличником, зачитывалсяпатриотическими книгами, таки выбрал свой жизненный путь.

Самым тяжелым периодом в карьере, несомненно, стало время, проведенное в Афганистане.Олейник находился там с 1981 по1983 год. Был и командиром взвода, и командиром отдельной роты.

‑ Мы прибыли туда одними изпервых и организовывали вертолетные площадки, ‑ вспоминаетЛеонид Викторович. ‑ Я был втечение года начальником гарнизона города Гардез, занималсяохраной и обороной вертолетнойплощадки и гарнизона. Это 2400метров над уровнем моря,акклиматизация непросто проходила. До того,как туда прибыла нашадесантно‑штурмовая бригада, обстреливали наскаждый день, кроме пятницы. Потом легче стало.

В отдельный полк связив Калининграде Олейникпопал в 1990 году послеокончания Академииимени Гагарина. ЛеонидВикторович закончилслужбу в Вооруженныхсилах в должности начальникавойск связи и радиотехнического обеспечения морской авиацииБалтийского флота в 2002 году,в 2010 году началась его карьерана АВТОТОР. С первых же днейон отвечал за качество, успев поработать ведущим инженеромпо инструменту и оснастке иглавным метрологом. Сейчас ‑слесарь по контрольно‑измерительным приборам. Именно этаслужба обеспечивает работу всехсредств измерения и техническихсредств контроля параметров.

‑ Мы организовываем верификацию инструмента, эксплуатацию,калибровку и поверку приборов,которыми проверяется геометриякузова, геометрия ходовой части,регулировка фар, проверка тормозной системы и многое другое,‑ описывает свою работу Олейник.

Особую роль в своей жизни Леонид Викторович отводит спорту.Он участвовал в соревнованиях всоставе волейбольной командыАВТОТОР. В настоящее времяего увлечение – настольный теннис: АВТОТОР купил для своихработников теннисные столы,и в обеденные перерыва многие предпочитают вместо перекура сыграть несколько партий.

‑ Со своими сослуживцами мыподдерживаем связь не толькопо праздникам, ‑ говорит ЛеонидВикторович. – Я всех от души поздравляю с Днем защитника Отечества, желаю здоровья и успеховв работе и счастья в жизни!

Балканы: яркиевоспоминания
Заместитель генеральногодиректора ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД» Андрей Владимирович Толстобров более 10 летработает на руководящих позициях в АВТОТОР. Опыт и закалка, приобретенные в годывоенной службы, часто бывают полезны в поиске нестандартных решений, отмечает он.

Андрей Владимирович служил на Балканах. И это время, по его словам, оставило много ярких впечатлений и жизненных уроков.

«Яркие воспоминания осталисьот службы там, ‑ рассказываетАндрей Владимирович ‑ Когданаш батальон перебрасывали изБоснии в Косово, нужно былоэто сделать незаметно для «американских партнеров», которыепостоянно находились рядом.Чтобы усыпить их бдительность, мы организовали совместные стрельбы, а потом пригласили«отметить» боевое братство двухстран. На следующее утро из новостей они узнали, что пока ониспали, колонна русских незаметнодобралась до Приштины. Это былодля них шоком. После этого у меняпоявилась тяга к межкультурнойкоммуникации и уверенность втом, что для достижения целей всесредства хороши».

Кстати, этот подвиг наших военнослужащих был увековеченв нескольких художественныхфильмах – «Балканский рубеж» и«Батальон» вышедших на экранынесколько лет назад.

Потомственныйстроитель
Юрий Анатольевич Козлов пошел по стопам отца и стал потомственным строителем. ОкончилЛенинградское высшее военноеинженерное строительное Краснознаменное училище им. генерала А. Н. Комаровского. Сразуже после выпуска был направленна Дальний Восток, где в последующие годы успел поработатьна многих должностях, включаязамначальника Управления инженерных работ.

– География наших объектов –от Владивостока да мыса Шмидтана севере. Это весь Приморскийкрай, Сахалинская область, Магаданская область и Чукотка, весьБАМ проехал,– не без гордости говорит Юрий Анатольевич.– Объекты были все военные, некоторые – засекреченные. Было такое,что в тайге строили и жили в палатках. Автомобильную и железнуюдорогу прокладывали, жильедля военнослужащих возводили. Строители ведь всегдазаходят первыми и готовятинфраструктуру для размещения личного состава.

После Дальнего Востока Юрий Козлов работал наобъектах Западного округаи Северного флота. Даже заполярным кругом побывал,где строители размещалипервую арктическую бригаду.

– Вокруг много дикогозверья было – волки, лисы.Только белых медведей, к счастью, не видели,– вспоминаетЮрий Анатольевич.

В Калининградскую областьКозлов попал в 2013 году. Участвовал, среди прочего, в строительстве военного городка в Пионерском, который на конкурсеМинистерства обороны занялпервое место.

В 2018 году на АВТОТОР запустили программу по расширениюпроизводства, и опыт Юрия Анатольевича оказался очень востребован. Его пригласили на должность заместителя генеральногодиректора – начальника отделакапитального строительства.

– Все объекты мы строимв кратчайшие сроки. За четыремесяца с нуля возвели складыдля хранения машинокомплектов. Производственный корпусстроится за 9–12 месяцев,– рассказывает Козлов.– Конечно, самым сложным и интересным объектом стала «АВТОТОР‑Арена».Проект уникальный, без типовыхрешений. Основная сложность заключалась в инженерной начинке: нужно было установить оборудование для подготовки водыв бассейне, систему вентиляциии т. д. Мне приятно видеть, чтов команде АВТОТОР много офицеров запаса, которые занимают,в том числе, ключевые должностии успешно справляются со своими задачами. Опыт организацииработы личного состава, приобретенный в армии, здесь оченьпригождается. Поздравляю всехколлег с праздником!